Художественное оформление русских колоколов

Известная поговорка «по одежке встречают, по уму провожают», в какой-то мере справедлива и для колокольного литья. В случае с колоколами «встречают» по внешнему декоративному оформлению, а «ум», внутреннее содержание колокола, это его звук, по которому его оценивают впоследствии. Таким образом, качество и стилистика декоративных элементов колокола немаловажны. Проследим схематично историю становления декоративного оформления русских колоколов.

Колокол псковской работы. Середина XVI века.

фывафыв
Колокол "Лебедь", 1954 г., 625 пудов. Мастер Андрей Чохов. Верхний фриз.

фывафыва
Трилистник на русских колоколах начала XVII в.

До XVI века колокола на Руси не имели художественного оформления1. Наряду с технологической, некоторую художественную нагрузку несли горизонтальные пояски и валики на теле колоколов. В первой половине XVI века искусным оформлением бронзового литья прославились псковские и новгородские мастера, они стали располагать орнаментальные фризы растительного и анималистического содержания. Известны случаи включения в надпись мелких изображений человеческих фигур, животных и христианской символики. В Москве же, на Пушечном дворе, в это время только иностранные мастера владели технологией формовки сложных рельефных изображений. Сохранилось несколько колоколов середины XVI века, выполненных ими, с орнаментом в виде пальметт. Столичные «литцы» русского происхождения начинают устанавливать несложные орнаменты в конце XVI века. Судя по всему, лидером среди них был государев пушечных дел мастер Андрей Чохов. Один из шедевров литья этого мастера — колокол «Лебедь», — находится в Троице-Сергиевой лавре и весит 625 пудов, был отлит в 1594 году. На нем находим пояс растительного орнамента. Несохранившийся «Годуновский» благовестник того же автора, отлитый на шесть лет позднее, украшен уже двумя различными поясами. Чуть позднее, вероятно в подражание тому же автору, на Пушечном дворе мастера вводят в широкий оборот пояс крупного трилистника. Этот грубоватый орнамент с крупной деталировкой был популярен для колоколов среднего и крупного размера вплоть до 1630-х гг.

 

В 1630-40 гг. происходит качественный прорыв в технологии формовки колоколов, инициированный работами иноземных мастеров, приглашенных в столицу царем. Благодаря отливкам немца Иоганна Фалька, в русском колокольном литье наступила эпоха барокко2. Колокола стали оформляться пышными фризами орнаментов с самой широкой тематикой. Это изображения ангельских сил, фантастических существ или маскаронов, причудливо переплетенных растений с головами животных и птиц. Входит в моду сложный трилистник, возвращающий во времена готики, так называемые ныне арабески — орнамент из сердцевидных элементов на растительную тему3. Формируются определенные правила композиции декора, например, ангельские силы почти всегда во второй половине XVII в. располагались в нижней части фриза, под другими поясами орнамента. Зачастую использовались зеркально отраженные по вертикали декоративные элементы: над надписью и под ней. Надпись располагалась между четырьмя валиками в верхней части юбки, начало надписи предварялось композицией голгофского Креста. На больших колоколах пояс орнаментов мог располагаться в месте перехода вала в юбку. Тело колокола на разной высоте украшают сложные профилированные пояски. К концу XVII века появляются достаточно высокие рельефы. Тогда же появляются колокола с симметрично расположенными двумя медальонами в середине высоты юбки. В медальонах могли располагаться надписи или иконы. Новый элемент декоративного убранства определил направление развития художественного оформления русских колоколов на последующие века.

Верхний фриз русских колоколов второй половины XVII века.

Медальон в стиле барокко. Конец XVII века.

Царь-колокол, 1735 г. Картуш в стиле роккоко.

Медальон с иконой на колоколе, XVIII век.

Скульптурные изображения на колоколе "Успенский", 1817 г.

Ампир. Колокол завода Богданова. 1824 г.

В первой половине XVIII века существенно расширяется ассортимент орнаментальных тем, которые теперь уже более свободны по содержанию. Популярными становятся мотивы Ренессанса: рога изобилия, амуры, вазоны. Входит в обычай ставить иконы святых. К середине века их располагают даже на сравнительно небольших колоколах. С отливкой нового Царь-колокола в 1735 году и развитием статуарного литья в России акцент в художественном оформлении колоколов перемещается именно на скульптурные изображения4. Меняется композиция: теперь иконы и декоративные элементы располагают более свободно по телу колокола, теряется фризовый принцип композиционного решения. Новая тенденция разительно отличает колокола XIX века от более ранних. На них рамки и иконные изображения, скульптурные элементы в виде ангельских головок или арабесок занимают большую часть юбки колокола. Таковы в особенности колокола московских заводов Богданова (впоследствии завод Финляндского), Самгина, а также ярославских и костромских производителей. Фигуры становятся велики по высоте рельефа, меняется стилистика изображений. Если в середине XVIII века прослеживается влияние художественного стиля рококо, то на смену ему в начале XIX века приходит ампир. Надписи становятся пространными, зачастую они располагаются в несколько рядов. Как правило, это цитаты из молитв и стихи. Меняются шрифты, теперь мы видим на бронзе уже не церковно-славянскую вязь, а гражданский шрифт и русский язык, широко используется курсив.

Новая эра колокольного производства в России наступает во второй половине XVIII века, когда на фоне упадка московского Пушечного двора активно развиваются частные мануфактуры. Ее характерные черты противоречивы. С одной стороны, искусно изготавливаются гигантские колокола по уже прекрасно отработанной технологии, с другой стороны, заметно снижается качество литья. Появляется много колоколов с откровенно неудачными изображениями и орнаментами. Несмотря на то, что даже большие колокола теперь зачищают резцом на огромных токарных станках, сам декор теперь оставляет желать лучшего. Сказывается человеческий фактор. В отличие от хорошо образованных и подотчетных государю династических мастеров Пушечного двора5, на частных производствах работает теперь самый неоднородный по способностям люд. В условиях развившейся конкуренции пышность декора стала ключевым фактором в борьбе за преимущество. В последние десятилетия XIX века мастера водружали на колоколах немыслимое количество разнообразных орнаментов, икон, фигур, надписей, художественных элементов. Практически вся поверхность колокола покрывалась рельефными изображениями. Барельефы иногда превращались в горельефы. Неудивительно, что в таких условиях звук колоколов, их ключевая характеристика, стал претерпевать негативные изменения. Голос их стал менее гармоничным, приобрел заметные биения, связанные с неровностями внешней поверхности.

Колокол второй половины XIX в. Псевдорусский стиль.

Оформление в псевдовизантийском стиле. Колокол начала XX в.

Хочется порекомендовать современному покупателю глубже знать истоки и формы художественного своеобразия отечественного литья, а также напомнить, что далеко не всегда изобилие художественного убранства является критерием красоты.

Модерн. Литьё звода Финляндского, 1907 г.

К концу XIX века в России работало около 20 колокольных заводов6. Это время было ознаменовано переходом к псевдорусскому художественному стилю оформления. На рубеже веков были популярен также псевдовизантийский стиль. Сохранилось немало колоколов с соответствующим оформлением. Первое десятилетие XX века было связано с веяниями модерна. Появились необычные модели колоколов, отражающие тяготение к произведениям седой древности. Кроме колоколов характерных очертаний, близких, например, к средневековой форме «сахарная голова», популярными стали модели с отсутствием всякого декоративного убранства. Колокольное литье практически прекратилось во время Первой мировой войны и затем было ликвидировано совершенно с приходом к власти большевиков. Славная история производства русских церковных колоколов прервалась до конца века.

Современное колокольное производство, возродилось в России в 1990-х годах прошлого века и уже прошло свой замечательный путь становления. Можно даже подвести некоторые итоги. Ныне каждая мастерская имеет свои правила оформления колоколов, свой набор художественных элементов и свою стилистику. Однако, не всегда внешнее оформление современных колоколов привлекает взгляд любителя церковного искусства. Иногда причина тому – секулярное равнодушие изготовителя к эстетике русской храмовой атрибутики вообще и своих произведений в частности. Иногда же незнание или даже нежелание мастера считаться с традициями оформления русских колоколов порождает порой причудливые «шедевры».

Пожелаем всем выбирать колокола со стильным оформлением, вдохновленным лучшими творениями наших предков.

Иеродиакон Роман (Огрызков)


1 Костина И.Д. Колокола XIV-XIX веков. Каталог собрания ГИКМЗ «Московский кремль». М., 2015. С. 37.

2 Williams E.V. The Bells of Russia: History and Technology. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. 1985. P. 106. О жесткой конкуренции, которая развернулась между русскими и иноземными мастерами на Пушечном дворе, и, как следствие, об удивительном технологическом скачке в литейном деле хорошо говорят челобитные, приведенные Н.Н. Рубцовым в своем труде, см.: Рубцов Н.Н. История литейного производства в СССР. Изд. 2-е доп. И перераб. М., 1962. Ч. 1. С. 104-105.

3 Термин «арабеска» применительно к колокольному орнаменту XVII в. в виде сердцевидных клейм с переплетением стеблей растений введен в научный оборот И.Д. Костиной в ее статье 1985 г., см.: Костина И.Д. Орнаментация русских колоколов XVI - нач. XIX в. из коллекции Гос. Музеев Московского кремля // Колокола. История и современность. / Отв. ред. Б.В. Раушенбах; Сост. Ю.В. Пухначев. М., 1985. С. 94.

4 Исследователи называют этот процесс переходом от фризового к скульптурному типу оформления колоколов, см.: Костина И.Д. Орнаментация русских колоколов XVI - нач. XIX в. из коллекции Гос. Музеев Московского кремля // Колокола. История и современность. / Отв. ред. Б.В. Раушенбах; Сост. Ю.В. Пухначев. М., 1985. С. 100-102.

5 О высоком уровне образования литейщиков Пушечного двора см.: Кондрашина В.А. Обучение колокольному ремеслу на Московском Пушечном дворе во второй пол. XVII в. // Колокола. История и современность 1990 / Отв. ред. Б.В. Раушенбах; Сост. Ю.В. Пухначев. М., 1985. С. 68-70.

6 Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 5-е исправл. / Под ред. А.Ф. Бондаренко. М., 2010. С. 424.

Художественное оформление русских колоколов

Updated on 2023-02-11T16:41:24+03:00, by Помзамглавред.