Известная поговорка «по одежке встречают, по уму провожают», в какой-то мере справедлива и для колокольного литья. В случае с колоколами «встречают» по внешнему декоративному оформлению, а «ум», внутреннее содержание колокола, это его звук, по которому его оценивают впоследствии. Таким образом, качество и стилистика декоративных элементов колокола немаловажны. Проследим схематично историю становления декоративного оформления русских колоколов.
До XVI века колокола на Руси не имели художественного оформления1. Наряду с технологической, некоторую художественную нагрузку несли горизонтальные пояски и валики на теле колоколов. В первой половине XVI века искусным оформлением бронзового литья прославились псковские и новгородские мастера, они стали располагать орнаментальные фризы растительного и анималистического содержания. Известны случаи включения в надпись мелких изображений человеческих фигур, животных и христианской символики. В Москве же, на Пушечном дворе, в это время только иностранные мастера владели технологией формовки сложных рельефных изображений. Сохранилось несколько колоколов середины XVI века, выполненных ими, с орнаментом в виде пальметт. Столичные «литцы» русского происхождения начинают устанавливать несложные орнаменты в конце XVI века. Судя по всему, лидером среди них был государев пушечных дел мастер Андрей Чохов. Один из шедевров литья этого мастера — колокол «Лебедь», — находится в Троице-Сергиевой лавре и весит 625 пудов, был отлит в 1594 году. На нем находим пояс растительного орнамента. Несохранившийся «Годуновский» благовестник того же автора, отлитый на шесть лет позднее, украшен уже двумя различными поясами. Чуть позднее, вероятно в подражание тому же автору, на Пушечном дворе мастера вводят в широкий оборот пояс крупного трилистника. Этот грубоватый орнамент с крупной деталировкой был популярен для колоколов среднего и крупного размера вплоть до 1630-х гг.
В 1630-40 гг. происходит качественный прорыв в технологии формовки колоколов, инициированный работами иноземных мастеров, приглашенных в столицу царем. Благодаря отливкам немца Иоганна Фалька, в русском колокольном литье наступила эпоха барокко2. Колокола стали оформляться пышными фризами орнаментов с самой широкой тематикой. Это изображения ангельских сил, фантастических существ или маскаронов, причудливо переплетенных растений с головами животных и птиц. Входит в моду сложный трилистник, возвращающий во времена готики, так называемые ныне арабески — орнамент из сердцевидных элементов на растительную тему3. Формируются определенные правила композиции декора, например, ангельские силы почти всегда во второй половине XVII в. располагались в нижней части фриза, под другими поясами орнамента. Зачастую использовались зеркально отраженные по вертикали декоративные элементы: над надписью и под ней. Надпись располагалась между четырьмя валиками в верхней части юбки, начало надписи предварялось композицией голгофского Креста. На больших колоколах пояс орнаментов мог располагаться в месте перехода вала в юбку. Тело колокола на разной высоте украшают сложные профилированные пояски. К концу XVII века появляются достаточно высокие рельефы. Тогда же появляются колокола с симметрично расположенными двумя медальонами в середине высоты юбки. В медальонах могли располагаться надписи или иконы. Новый элемент декоративного убранства определил направление развития художественного оформления русских колоколов на последующие века.
В первой половине XVIII века существенно расширяется ассортимент орнаментальных тем, которые теперь уже более свободны по содержанию. Популярными становятся мотивы Ренессанса: рога изобилия, амуры, вазоны. Входит в обычай ставить иконы святых. К середине века их располагают даже на сравнительно небольших колоколах. С отливкой нового Царь-колокола в 1735 году и развитием статуарного литья в России акцент в художественном оформлении колоколов перемещается именно на скульптурные изображения4. Меняется композиция: теперь иконы и декоративные элементы располагают более свободно по телу колокола, теряется фризовый принцип композиционного решения. Новая тенденция разительно отличает колокола XIX века от более ранних. На них рамки и иконные изображения, скульптурные элементы в виде ангельских головок или арабесок занимают большую часть юбки колокола. Таковы в особенности колокола московских заводов Богданова (впоследствии завод Финляндского), Самгина, а также ярославских и костромских производителей. Фигуры становятся велики по высоте рельефа, меняется стилистика изображений. Если в середине XVIII века прослеживается влияние художественного стиля рококо, то на смену ему в начале XIX века приходит ампир. Надписи становятся пространными, зачастую они располагаются в несколько рядов. Как правило, это цитаты из молитв и стихи. Меняются шрифты, теперь мы видим на бронзе уже не церковно-славянскую вязь, а гражданский шрифт и русский язык, широко используется курсив.
Новая эра колокольного производства в России наступает во второй половине XVIII века, когда на фоне упадка московского Пушечного двора активно развиваются частные мануфактуры. Ее характерные черты противоречивы. С одной стороны, искусно изготавливаются гигантские колокола по уже прекрасно отработанной технологии, с другой стороны, заметно снижается качество литья. Появляется много колоколов с откровенно неудачными изображениями и орнаментами. Несмотря на то, что даже большие колокола теперь зачищают резцом на огромных токарных станках, сам декор теперь оставляет желать лучшего. Сказывается человеческий фактор. В отличие от хорошо образованных и подотчетных государю династических мастеров Пушечного двора5, на частных производствах работает теперь самый неоднородный по способностям люд. В условиях развившейся конкуренции пышность декора стала ключевым фактором в борьбе за преимущество. В последние десятилетия XIX века мастера водружали на колоколах немыслимое количество разнообразных орнаментов, икон, фигур, надписей, художественных элементов. Практически вся поверхность колокола покрывалась рельефными изображениями. Барельефы иногда превращались в горельефы. Неудивительно, что в таких условиях звук колоколов, их ключевая характеристика, стал претерпевать негативные изменения. Голос их стал менее гармоничным, приобрел заметные биения, связанные с неровностями внешней поверхности.
Хочется порекомендовать современному покупателю глубже знать истоки и формы художественного своеобразия отечественного литья, а также напомнить, что далеко не всегда изобилие художественного убранства является критерием красоты.
К концу XIX века в России работало около 20 колокольных заводов6. Это время было ознаменовано переходом к псевдорусскому художественному стилю оформления. На рубеже веков были популярен также псевдовизантийский стиль. Сохранилось немало колоколов с соответствующим оформлением. Первое десятилетие XX века было связано с веяниями модерна. Появились необычные модели колоколов, отражающие тяготение к произведениям седой древности. Кроме колоколов характерных очертаний, близких, например, к средневековой форме «сахарная голова», популярными стали модели с отсутствием всякого декоративного убранства. Колокольное литье практически прекратилось во время Первой мировой войны и затем было ликвидировано совершенно с приходом к власти большевиков. Славная история производства русских церковных колоколов прервалась до конца века.
Современное колокольное производство, возродилось в России в 1990-х годах прошлого века и уже прошло свой замечательный путь становления. Можно даже подвести некоторые итоги. Ныне каждая мастерская имеет свои правила оформления колоколов, свой набор художественных элементов и свою стилистику. Однако, не всегда внешнее оформление современных колоколов привлекает взгляд любителя церковного искусства. Иногда причина тому – секулярное равнодушие изготовителя к эстетике русской храмовой атрибутики вообще и своих произведений в частности. Иногда же незнание или даже нежелание мастера считаться с традициями оформления русских колоколов порождает порой причудливые «шедевры».
Пожелаем всем выбирать колокола со стильным оформлением, вдохновленным лучшими творениями наших предков.
Иеродиакон Роман (Огрызков)
1 Костина И.Д. Колокола XIV-XIX веков. Каталог собрания ГИКМЗ «Московский кремль». М., 2015. С. 37.
2 Williams E.V. The Bells of Russia: History and Technology. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. 1985. P. 106. О жесткой конкуренции, которая развернулась между русскими и иноземными мастерами на Пушечном дворе, и, как следствие, об удивительном технологическом скачке в литейном деле хорошо говорят челобитные, приведенные Н.Н. Рубцовым в своем труде, см.: Рубцов Н.Н. История литейного производства в СССР. Изд. 2-е доп. И перераб. М., 1962. Ч. 1. С. 104-105.
3 Термин «арабеска» применительно к колокольному орнаменту XVII в. в виде сердцевидных клейм с переплетением стеблей растений введен в научный оборот И.Д. Костиной в ее статье 1985 г., см.: Костина И.Д. Орнаментация русских колоколов XVI - нач. XIX в. из коллекции Гос. Музеев Московского кремля // Колокола. История и современность. / Отв. ред. Б.В. Раушенбах; Сост. Ю.В. Пухначев. М., 1985. С. 94.
4 Исследователи называют этот процесс переходом от фризового к скульптурному типу оформления колоколов, см.: Костина И.Д. Орнаментация русских колоколов XVI - нач. XIX в. из коллекции Гос. Музеев Московского кремля // Колокола. История и современность. / Отв. ред. Б.В. Раушенбах; Сост. Ю.В. Пухначев. М., 1985. С. 100-102.
5 О высоком уровне образования литейщиков Пушечного двора см.: Кондрашина В.А. Обучение колокольному ремеслу на Московском Пушечном дворе во второй пол. XVII в. // Колокола. История и современность 1990 / Отв. ред. Б.В. Раушенбах; Сост. Ю.В. Пухначев. М., 1985. С. 68-70.
6 Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 5-е исправл. / Под ред. А.Ф. Бондаренко. М., 2010. С. 424.