Открытие нового колокололитейного производства, да еще в Москве – большое событие. Колокольный центр при московском Даниловом монастыре запускает серийное производство колоколов. О том, что послужило причиной этого благого начинания, нам поведал руководитель Центра – старший звонарь Данилова монастыря иеродиакон Роман (Огрызков).
Глубокое увлечение кампанологией у о. Романа появилось в процессе работ по возвращению Даниловских колоколов. Потом был непростой путь к решению задачи по оптимизации работы подвесов для возвращенных благовестников, было знакомство с рядом замечательных наставников-ученых и углубление в механику.
– Отец Роман, расскажите про ваш колокольный центр. На каких видах деятельности он специализируется?
– По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла наш центр занимается несколькими видами деятельности. Один из них – научные исследования, связанные с колоколами и колокольнями, кампанология: мы публи- куем статьи и материалы, поддержи- ваем связь с музеями, в частности с МГОМЗ, Ростовским и Суздальским музеями, Государственным истори- ческим музеем, Новгородским музе- ем. Не менее значима просветительская работа: обучение звонам, проведение фестивалей и участие в них. За эти годы мы выпустили уже около ста дипломированных звонарей, одновременно может обучаться до 25 человек. Базовый курс обучения рассчитан на два с половиной месяца. Есть продвинутый курс – для тех, кто уже умеет звонить, имеет некий опыт и хочет дальнейшего развития. В этом курсе изучается история традиций звона в России. Решаем мы и прикладные задачи: развеска колоколов, настройка систем управления ими, составление колокольных наборов для храмов, обследование колоколен... Сразу поясню: мы – это небольшой коллектив, состоящий из научных специалистов, преподавателей-звонарей и других сотрудников нашего колокольного центра. Литье колоколов – очередной зрелый плод проведенной работы. Проектированием колоколов разных размеров мы занимаемся достаточно давно, в сотрудничестве с несколькими колокольными заводами.
– С какими именно заводами вы сотрудничаете?
– Большой период плодотворной работы связан с производством Владимира Шувалова; сотрудничали и с Николаем Шуваловым. Довольно плотно работаем с заводом «Литэкс» – у нас целая программа взаимовыгодных проектов. Поддерживаем дружеские и партнерские отношения с заводом «Вера», участвуем в выполнении некоторых заказов. Например, совсем недавно по нашему дизайну ими был отлит сорокатонный колокол на Урал – четвертый по размеру из звучащих ныне в России. Сейчас продолжаем работать над остальными колоколами этого набора.
– Почему вы решили приступить к литью колоколов?
– В ходе исследовательской деятельности у нас собралась большая база данных – более ста двадцати древнерусских колоколов с XII до ХХ века, которые мы подробно изучили и на основе которых проектируем новые колокола. Геометрия профиля, убранство, химический состав и структура металла, звучание – на базе этих данных хотелось приблизиться к лучшим образцам русского литья, чего не наблюдается, к сожалению, в должной мере у современных производителей. Но не всё удавалось и в нашей совместной работе с другими литейщиками. В итоге начали лить сами. Был разработан достаточно широкий модельный ряд, в нем используется не один-два профиля колокола, как это часто встречается у производителей, а десять. Комбинируем модели с различными тембрами в единый ряд, очень широкий. Достаточно сказать, что только в группе весов до двух тонн он содержит двадцать два наименования и охватывает три октавы. Такой гибкий звукоряд позволяет формировать самые разные колокольные наборы и подбирать недостающие колокола к уже имеющимся ансамблям, в том числе – историческим.
– Какую технологию литья вы используете?
– Как и известным литейщикам из г. Тутаева – братьям Шуваловым, нам удалось возродить старинную технологию колокольного литья. При этом мы сознательно шли своим путем, не заимствуя чьих-либо наработок. Сотрудничающий с нами мастер – Николай Стольников реконструировал дореволюционный рецепт формовки, применявшийся русскими литейщиками, и мы работаем по нему – но проектируем уже с применением современных научных методов: компьютерного моделирования, метода конечных элементов и аналитических расчетов веса, частотных характеристик. Некоторые скептически относятся к практике расчета высоты звучания колокола, но этот опыт успешно применяется у западных мастеров, а мы адаптировали его к русским колоколам, которые имеют свою специфику, свой тембр звучания. В частности, определение ударного тона у русского колокола представляет определенную сложность – но в ходе проводимых исследований был нащупан путь к решению этой проблемы, и сегодня результат может быть представлен на российский рынок.
– Старинная технология несет в себе определенные сложности, которых нет в более современных методах литья?
– В ряде случав – да. Находим пути для преодоления сложностей. Зато старый метод дает большую гибкость, позволяет свободное расширение модельного ряда, а это очень важно для воссоздания исторических колоколов, на чем и специализируется наш центр. У нас используются все аутентичные компоненты формовочной смеси – вплоть до навоза. Химический состав бронзы также сохраняем. В частности, считаю оправданным легирование меди высоким процентом олова (20-21%), который присутствовал в старинных колоколах. Зачастую производители снижают этот процент из экономических или еще каких-либо соображений, что приводит к изменению звуковых характеристик колокола, – это неправильно.
– То есть вы производите колокола, наиболее близкие к тем, что звонили на колокольнях лет триста тому назад?
– Да. Они созданы на основе исследований старинных русских колоколов и украшены по их подобию. Это не значит, что мы копируем какие-то конкретные экземпляры колоколов, – мы перерабатываем данные, корректируем акустические характеристики и делаем всё это с применением современной техники и науки. Результат убедителен. Сочетание научного подхода с верностью традиции – это наш принцип.
– Зависит ли звучание колокола от технологии литья?
– Зависит, и сильно – этот факт был подтвержден, в частности, и нашими исследованиями. Звуковая энергия при ударе по-разному излучается в спектре старинных и современных колоколов. Если отлить два колокола одинакового веса и профиля по старинной и современной технологиям – получится два разных тембра.
– Где расположено ваше производство?
– Сначала оно находилось в российской глубинке, но сейчас мы переводим его в Подмосковье. Это позволит оптимизировать логистику и будет удобнее для покупателей.
– Вы упомянули, что производите множество вариантов колоколов малого и среднего веса. Как покупателям не запутаться в этом богатстве выбора – ведь не все разбираются в тонкостях кампанологии?
– Обратившись к нам, покупатели прослушивают звук, знакомятся с внешним видом колоколов, получают консультацию специалиста. Перед тем, как заказчик сделает выбор, мы высылаем ему проект звучания нескольких вариантов колокольного набора. Он может высказать свои пожелания, после чего начинаются работы по литью или происходит доработка конкретных моделей.
– Какие параметры следует учитывать при выборе колокольного набора?
– Их множество. Наиболее явные – размер и прочность колокольни. Но есть и более тонкие моменты. Например, если храм находится в густонаселенном районе, его колокола не должны звучать оглушительно, чтобы не раздражать нерелигиозных жителей окрестных домов. Другое дело, если церковь стоит в сельской местности – там нужен колокол, дающий яркий звук, который будет далеко разноситься над полями. Всё это закладывается при проектировании колокола. Сегодня покупатель стал разборчивее, люди уже не бросаются покупать самое дешевое или яркое.
– Что вы советуете при возрождении исторических колоколен?
– Многие стремятся поставить на колокольню такой же набор, какой был там до разрушения. В этом случае надо знать, что звучание зависит не только от веса: бывает, что люди берут список весов колоколов, которые когда-то составляли ансамбль храма, и заказывают, как им кажется, аналогичные, а они звучат вразнобой. Чтобы колокольный набор был гармоничным, надо составлять его специально – мы этим и занимаемся. Подбираем наборы колоколов, которые, имея тот же вес, что и исторический, составляют благозвучный ансамбль. Затем согласовываем декоративное оформление в соответствующем историческом стиле.
– А что предложите на колокольню нового храма?
– Сегодня возводятся храмы в самых разных архитектурных стилях: от модерна до Древней Руси и Византии. Безусловно, колокола должны соответствовать их стилистике. Речь идет не только о форме и убранстве: узорах, надписях, иконах. Колокола могут иметь аутентичный звук, соответствующий эпохе, в которой стилизовано церковное здание. Представьте цельность впечатления: голос новой церкви говорит о ее стилистическом своеобразии не менее убедительно и достоверно, чем сама архитектура здания.
– Самая известная ваша работа – воссоздание набора колоколов Данилова монастыря для Гарвардского университета…
– Тогда трудился широкий круг профессионалов: Общество церковных звонарей, специалисты завода «Вера», известный скульптор Андрей Забалуев. Глубокое увлечение кампанологией у меня появилось как раз в процессе работ по возвращению Даниловских колоколов. Потом было знакомство с рядом замечательных наставников- ученых и углубление в физику, акустику, разработка и литье по заданным характеристикам нашего памятного однотонного колокола. Последовали новые заказы и проекты, культурное сотрудничество с Гарвардским университетом и обучение звонам, проведение ежегодного фестиваля «Даниловские колокола» и работа в музеях, – словом, развилась деятельность, которая и привела к образованию Даниловского колокольного центра.
– Большинство звонниц России сегодня не обследованы, и кто знает, сколько древних колоколов звонят сейчас безвестные, вместе со вновь отлитыми собратьями…
– Да, зачастую священники не знают, что на звоннице их храма находится старинный колокол, – чаще всего такая картина наблюдается в северо-западных областях России, где сохранилось немало редких колоколов. В некоторых столичных храмах и монастырях тоже есть уникальные колокольные наборы. Например, на колокольне Новодевичьего монастыря до сих пор звонит колокол XVI века, времен Ивана Грозного! Конечно, надо знать, чем ты обладаешь. Тема обследования колоколов пока что не очень популярна. Как правило, обследуют известные исторические колокола – такие, как колокола Ростовской соборной звонницы, – их нам тоже посчастливилось довольно подробно изучить. Целый ряд вопросов, связанных с ними, до сих пор не решен; надеюсь, наши исследования (они сейчас постепенно публикуются) помогут пролить свет на некоторые из них. Создана комиссия по изучению этих колоколов и мониторингу их состояния, в нее включены двое представителей нашего центра.
– Какие данные дает обследование колокола?
– Обследование позволяет оценить специфику геометрии колокола, декоративного оформления, состав его бронзы, акустические характеристики. Узнать историю колокола, время и место его отливки, иногда даже автора, ресурс, пригодность к использованию и наиболее опасные недостатки, требующие исправления. Не менее важно обследовать состояние самой звонницы: ее балок, стен, вовремя установить наличие трещины и определить ее происхождение. Подвес колокола тоже может вызывать вопросы и требовать экспертизы.
– Влияет ли на звучание колокола то, где и как он подвешен?
– Колокол, его язык, подвесное устройство, балка, на которой он подвешен, и конструкция звонницы – это единая динамическая система. Если она настроена неправильно – могут возникнуть серьезные проблемы. Этим вопросом мы занимались два с половиной года, изучая колокола Свято-Данилова монастыря. Вес набора велик по отношению к размерам колокольни, и нашей задачей было усовершенствовать подвеску колоколов, чтобы избежать негативного эффекта. Когда это было сделано, даже звук стал богаче, глубже, ярче. Это заметили и специалисты, и простые прихожане.
– Что важно учитывать при развеске колоколов?
– Существует много факторов, определяющих правильную схему развески: от «удобства» звонаря – до ландшафта, окружающего колокольню, акустических характеристик звонницы и т. п. В частности, звонарю со своего рабочего места необходимо свободно обозревать вход в храм и подъезд к этому входу, куда прибывает, например, машина с архиереем, которого надо встречать звоном. Важно, чтобы колокола не оказались подняты высоко под свод колокольни, в узкий «стакан», чтобы они не теснились, не были зажаты в стенах – иначе звон не сможет свободно распространяться. Необходимо правильно настраивать, подвешивать колокола – чтобы они не раскачивались, создавая угрозу безопасности звонаря и колокольни.
– Поддаются ли колокола ремонту?
– Пока что для России это редкость, но мне довелось познакомиться с западными специалистами, которые занимаются реставрацией колоколов. В частности, в Голландии хорошо освоена такая технология: трещины заваривают так, что звук сохраняет прежние акустические характеристики, а место ремонта практически незаметно взгляду. Это высокое техническое достижение; думаю, со временем оно придет и в Россию. Но такие работы весьма недешевы, так что целесообразно проводить реставрацию только особо ценных исторических колоколов.
Беседовала Алина Сергейчук
Опубликовано в журнале "Церковный строитель" №54, 2016 г.