Русские колокола на горе Синай
В ходе недавнего паломничества в Синайский монастырь, появилась возможность более пристально изучить колокола обители Святой Екатерины, основанной в IV веке у подножья горы Хорив. Это один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
По мнению исследователей, святую обитель посещали паломники из России еще с XII века. В то время это было настоящим подвигом, ведь длились подобные путешествия годами. Первые дошедшие до нас заметки о посещении Синая русским паломником относятся ко времени правления Ивана III.
Наши соотечественники оставляли в обители крупные пожертвования. Примечательно, что большая часть колоколов монастырского набора была изготовлена в России, привезена и пожертвована нашими паломниками во второй половине XIX в. Об этом говорят имеющиеся на них надписи.
Два самых крупных колокола, например, были отлиты в Москве. По низу самого большого написано: «1870 года июня 27 дня в Синайскую обитель для храма святой великомученицы Екатерины усердием Павлы Ивановны Моисеевой за упокой Василия и сродников его». По верху колокола выбито: «Вылит сей колокол в Москве на заводе Дмитрия Самгина 25 пуд 38 [фунтов]». Его диаметр – 88 см, высота – 90.
По низу второго колокола среднего яруса, размерами поменьше, начертано: «1870 года июня 27 дня старанием Стефана». Согласно верхней надписи, он также отлит в Москве на заводе Самгина и весит 12 пудов 27 фунтов.
Есть работы мастеров и из других регионов России. На колоколе третьего яруса по низу начертано: «О здравии и заупокой Анастасии, Юрия…», а верхняя надпись гласит, что отлит он был в Ростове-на-Дону.
На двух колоколах среднего размера (3-7 пудов), ныне вышедших из употребления, имеются похожие надписи: «Ростов-на-Дону, завод Ефима Матвеева Василенко». На третьем кампане сходного размера имеется надпись: «Отлит на заводе почетного гражданина Ивана Ивановича Рыжова в Харькове». Все три стоят внизу, так как имеют трещины.
Интересна нынешняя практика звона за богослужением. Перед рядовыми службами совершается за 5-10 минут обход монастыря со стуком в малое било. Перед началом праздничной службы, за 5-10 минут, сперва ударяют в большое деревянное било на колокольне, затем в набор металлических «клепал», затем идёт трезвон в колокола.
Надо сказать, что общее время звонка обычно не превышает 3-5 минут, и сам звон достаточно прост по своей ритмике. Ещё практикуется непродолжительный звон-повестка в один из небольших колоколов. Он предшествует сбору на некоторые небольшие службы или трапезу и исполняется как краткий, быстрый по темпу благовест. Культура богослужебных звонов на Синае неглубока и проста, поэтому, все же, восхищение вызывают, прежде всего, святыни, сокровища ризницы и библиотеки монастыря.
Фото иеродиакона Романа.
Больше фото по ссылке.
Комментариев:0