Мастер-класс в Калуге

25-26 июня 2022 г. в рамках обмена опытом с калужскими звонарями выпускники Даниловских курсов звонарского мастерства посетили Калугу. Преподаватель курсов Анна Слепцова поделилась впечатлениями от поездки и запечатлела основные секреты звонарского искусства Кирилла Костыренко.

На выходных 25 и 26 июня 2022 г. наша группа звонарей отправилась в Калугу по приглашению местного звонаря Кирилла Костыренко. Мы с Кириллом разработали программу посещения колоколен Калуги на два дня и запланировали мастер-классы.

Подъезжая к Калуге, мы увидели, что город расположен на берегу широкой реки Оки, на холмистой местности, издали виднелось множество храмов и высоких колоколен.
В Калугу мы прибыли чуть раньше запланированного времени, поэтому решили сначала сходить в кафедральный Троицкий собор (XIX в.), построенный в стиле классицизма.

Собор был закрыт в советские годы, внутреннее убранство воссоздано в 2000-е гг. В соборе в этот момент шло богослужение, которое возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент. Встретила нас Калуга архиерейским богослужением! Позвонить в кафедральном соборе не удалось, хотя четырёхъярусная колокольня с крупными колоколами (ЗИЛ) нас очень заинтересовала. Мы поклонились копии Калужской иконы Божией Матери и направились в собор Георгия Победоносца.

Георгиевский собор был первым пунктом нашей калужской программы. Храм построен в XVIII в., выполнен в стиле нарышкинского барокко. Именно здесь хранится наиболее древний из сохранившихся списков Калужской иконы Божией Матери (в исторических источниках эта икона именуется «Калужецкой»), которой мы поклонились. Этот храм никогда не закрывался, сохранилось внутреннее убранство, множество старинных икон, деревянный пол – здесь все дышало стариной. В соборе было по-домашнему уютно, особенно запомнился тонкий запах пионов. Здесь мы договорились о том, что вечером позвоним после службы.

В воскресенье 26 июня отмечалась память Калужской иконы Божией Матери. Мы не подгадывали дату приезда специально к этому дню, так неслучайно совпало. Явление этой иконы было в XVIII в. в доме одного калужского помещика. Во время уборки на чердаке две служанки обнаружили икону. Одна из служанок начала высмеивать изображение Богородицы, подумав, что это портрет игуменьи. Вторая служанка была богобоязненной и попыталась вразумить девушку, но та разозлилась еще больше и плюнула на святую икону и тотчас упала парализованная. Девушку перенесли в родительский дом, где ночью ее родителям явилась Богородица и сказала, что если они вместе со священниками помолятся перед Ее образом об исцелении больной, то она выздоровеет, а икона станет чтимым образом на Калужской земле. Так и вышло – девушка исцелилась, а прославленная икона неоднократно спасала калужан от бедствий. На иконе Богородица изображена смотрящей в книгу, которую Она держит в правой руке.

После посещения Георгиевского собора нас ждал мастер-класс Кирилла в Успенском храме, где он является звонарем. Успенский храм в камне был построен в 1762 г., в стиле барокко. Колокольня строилась чуть позже в 1769-1799 гг. В советские годы храм был закрыт, а впоследствии переоборудован в швейные мастерские. Во время войны, отступая, немцы сожгли храм, поэтому внутреннее убранство, свод над трапезной частью и апсида алтаря не сохранились.

Местный председатель краеведческого общества Сидоров Владислав Александрович показал нам старинные фотографии Калуги, мы увидели, каким был храм до революции и после. В экспозиции музея при храме растет куст, который вырос из отростка куста «Неопалимая купина».

Далее мы побывали в звонарской комнате на колокольне, которую Кирилл сам оборудовал, попили чай. Кирилл рассказал про этапы своего звонарского развития, как фольклор и классическая музыка отразились на его звонах.

Потом мы спустись на ярус звона. Перед нами предстал необычный музыкальный инструмент. Всего на колокольне 20 колоколов, большинство из которых Кирилл приобрел сам. Создавая этот колокольный инструмент, он также продумал декоративное оформление, звуковысотные характеристики каждого колокола. В основном, в наборе представлены колокола тутаевского литейщика Федора Дубровишина, которому удалось рассчитать профили в те габариты и частоты, которые были нужны Кириллу.

Беседа о классической музыке плавно перетекла в мастер-класс. Свой рассказ Кирилл начал с «Годуновского» звона: объяснил структуру звона, пояснил партитуру М.П. Мусоргского, и редакцию Н.А. Римского-Корсакова. Также мы услышали авторскую колокольную музыку Кирилла: «Дождь», «Восточный ветер», «Поморье», созданные по принципу визуализации.

Интересны «местные термины» – у Кирилла две зазвонных группы колоколов, одну из них он назвал «ультразазвонными». Также Кирилл показал нам звукоизвлечение коленями. Приспособление, которое задействует колени местные звонари называют – «генуве’рты» (Лат.: Genu «колено» и Verto «поворот»). Мы и сами попробовали позвонить у Кирилла, но все сошлись на мнении, что его инструмент не так прост. Также Кирилл особое внимание уделяет подзвонной группе, предпочитая игру интервалами и аккордами для достижения нужного настроения от звона.

Кирилл виртуозно звонит на четверке, он показал нам, как держит связку, как добивается красивого звукоизвлечения. Запомнилось, что при запоминании движения руки для извлечения отдельного звука крайнего левого колокола он использовал междометие «эй». Секрет кружевного звучания зазвонных очень прост на первый взгляд – основу звона четверкой составляют поочередные удары двух серединных колоколов, а другие крайние два колокола добавляются на разные доли.

Выделять можно любую долю – первую, вторую, третью, четвертую, или даже пары долей, в зависимости какая фраза должна прозвучать. Такой подход в звукоизвлечении называется «ритмическим алфавитом». Кирилл рекомендовал посмотреть видеосюжеты Бенни Греба, в которых объясняется этот метод, основанный на принципах мнемотехники – системе, облегчающей запоминание информации. Не смотря на кажущуюся легкость, для мастерского извлечения звуков необходимо тренировать эту технику игры минимум год.

Кирилл также говорил о том, что для звонаря очень важна ритмика. Звон должен «читаться», чтобы слушатель мог его напеть или проговорить какой- нибудь фразой. По мнению Кирилла, это и есть залог любого удачного звона, но для этого звонарь должен нарабатывать логическое построение звона на «ритмических фразах», подобно живой речи.

Дмитрий Халтурин также позвонил, в дуэте ребята позвонили свой авторский звон «Девяточка» (9/8). Впечатлила слаженность их команды, умение содействовать друг другу в звоне буквально взглядом.

После мастер-класса и обеда мы прогулялись по Калуге, дошли до Никитского храма, построенного в камне в 1658 г., в советские годы храм был закрыт, верхние ярусы колокольни были снесены, а в самом храме размещался кинотеатр «Пионер». На сегодняшний день храм и колокольня восстановлены, богослужения сопровождаются красивыми переливами колокольного звона. Здесь звонит Дмитрий Халтурин, который любезно принял нас у себя в гостях.

У Дмитрия похожая система развески, как в Успенском храме, много колоколов примерно одинакового размера, но разного характера звучания. Колокольня своеобразная, имеет очень узкие проемы, что, по словам Дмитрия, влияет на плотность звука внутри и распространение звуковых волн снаружи. «Иногда слышно, что звонил пол минуты назад» – комментирует звонарь.

После звона мы направились к Георгиевскому собору, где нас благословили позвонить. По окончанию службы мы звонили долго, никому не хотелось уходить, набор снова и снова удивлял своими возможностями, раскрываясь в руках разных звонарей.

Услышали мы и звон местного ансамбля, звонари Олег и Виктория исполнили свои авторские звоны, которые исполняют на данном наборе уже третий десяток лет. Колокола впечатлили своей благозвучностью и стариной. В наборе есть колокола Струговщикова, Богданова, Самгина, Оловянишникова, благовестники – старое Тутаевское литье завода братьев Шуваловых. Отдельно внизу на ярусе звона стоят три сигнальных колокола, которые уже не используются в звонах, местные называют их «акцентная группа».

Сотрудник храма нам открыл посмотреть верхний храм в честь Воздвижения Креста Господня. Запомнились яркие росписи храма, особенно их фон небесного цвета. За счет текстуры стен и преломления света, казалось, что росписи оживают, а по стенам плывут облака. Посмотрели гульбище, сделали на память фотографии на старинных чугунных ступенях храма.

На закате прогулялись с ребятами по Калуге, дошли до барельефа, изображающего «первого калужского звонаря», послушали рассказы Кирилла и Дмитрия о Калуге.

На второй день звон перед литургией мы совершали в храме Покрова на Рву. Храм XVII в. выполнен в стиле русского узорочья.

Эта красивая и светлая церковь также не избежала участи закрытия в советские годы. На звоны нас благословил настоятель протоиерей Андрей Богомолов, радушно принял нас и звонарь храма Рустик. Набор оказался довольно мелодичным (колокола Николая Шувалова, 1998 г.), ребятам было интересно попробовать позвонить сидя. Развеска и система управления сделана калужанином Игорем Щербаковым в далеком 1998 г., и единственная сохранилась в городе с тех времен. С места звонаря открываются совершенно прекрасные виды на Калугу, отсюда видны многие калужские храмы. В Покровском храме довольно много святынь. У храма находится отличный магазинчик с готовой вкусной едой, на заметку для будущих путешествий.

Далее мы хотели позвонить в храме Иоанна Предтечи, где служба началась позднее, чем в Покровском, однако звонарь был в отпуске, на колокольню не смогли попасть. По словам Кирилла, в этом храме неплохой набор колоколов, отлитый в 2001 г. воронежской мастерской Юрия Ерина, опять же, на будущее. Алтарник из храма Иоанна Предтечи посоветовал нам посетить храм святителя Николая.

Приехав в храм святителя Николая, мы решили здесь остаться на литургию и позвонить, по возможности. Протоиерей Иоанн Паюл благословил нас на звон после службы, а двоих из нас он благословил также попеть на клиросе 😊. Храм XVIII в. имеет очень красивое старинное убранство. Запомнились белые деревянные иконостасы боковых пределов, росписи стен выполнены в нежных голубых оттенках. Центральный высокий деревянный иконостас со старинными иконами впечатлил своим величием и формами. Литургия была особо праздничная и длинная, в этот день совершалось празднование Калужской иконы Божией Матери. После литургии мы позвонили. Кирилл рассказал, что в этом храме он начинал свой звонарский путь в самом начале 2000-х гг., показал нам как звучала колокольня тогда, когда он звонил здесь еще ребенком. На колокольне также есть интересные колокола: 5 пудов завода братьев Самгиных и 10 пудов гатчинского завода Лаврова были подняты на эту колокольню 3 декабря 1941 г., с тех пор звон в храме не прекращался. Отдельного внимания заслуживают четыре колокола отлитые в 1986-1987 гг. в Туле, имеющие очень приятное, певучее звучание, гармонирующее с колоколами старого литья.

Далее мы направились в храм Жен-Мироносиц в центре города, где поднялись на одну из самых высоких колоколен Калуги. Храм XVIII в., в классическом стиле поразил своим величием и масштабами. Договориться о звоне здесь и в Покровском храме нам помогла звонарь храма Жен- Мироносиц Полина Волынская. На звон нас благословил настоятель протоиерей Вадим Кудрявцев, а на колокольню проводила милая девушка звонарь Шефика, которая рассказала, что в советские годы колокольня выполняла функцию водонапорной башни. На колокольне имеется набор, отлитый в мастерских Данилова монастыря. Здесь мы с большим удовольствием позвонили, полюбовались видами. Самые смелые поднялись к стальным сигнальным колокольчикам, которые висят под куполом 😊

После обеда мы поехали в пос. Октябрьский в храм Казанской иконы Божией Матери недалеко от Калуги, где нас встретил местный протоиерей Михаил Бобков и разрешил нам позвонить. Развеску здесь делали Кирилл и Дмитрий, колокола воронежского завода Валерия Анисимова.

На колокольне Кирилл провел второй мастер-класс, чему мы были очень рады, поскольку обстановка полностью располагала к этому – вокруг, тишина, поля, в небе летают журавли 😊. Разбавили тишину сразу сложными размерами, которые оказались очень созвучны природе вокруг.

Кирилл показал, как звонить звон Валерия Лоханского (7/8). Особое внимание уделил разнице между размерами 3/4 и 6/8, показал какими рисунками можно разбавить привычное для нас звучание этих размеров. Послушали также два варианта перехода с 3/4 на 4/4 и обратно. В первом варианте можно перейти так, как это делал о. Михей из Лавры, а во втором варианте – через триоли.

Интересным был рассказ Кирилла о композиции. Кирилл рассказал, что композиция может иметь несколько частей, но главное – продумать начало, окончание и основную тему. Перед концовкой можно снижать уровень громкости и делать из этой позиции яркую точку в звоне, которая, кстати, может быть очень разной. Точка может быть ярким аккордом, а может и тихим логическим завершением. Кирилл показал также, как можно смешивать размеры в звоне.
Потом было долгое расставание, мы познакомились с папой Кирилла, который приглашал нас посетить святые места Калужской области и записал наши имена для поминовения в Никитском храме.
Мы благодарим Кирилла и Дмитрия за чудесные и незабываемые два дня в Калуге! Эта поездка стала открытием в другой мир восприятия звонов, дала пищу для размышления, определила понимание, как и в каком направлении можно развиваться! 😊

Фото: Анна Грибанова, Сергей Грибанов, Ирина Шалимова,
Марина Капелькина, Елена Богатова, Анна Слепцова

Комментариев:0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.